Цифровые тени слов / 2024 год
Работа над проектом о чеченском поэте Арби Мамакаеве началась в связи с моей поездкой в резиденцию на Северный Кавказ. Первоначальный поиск информации и о нем шел в интернете. Биография Арби — это история человека, жившего в тяжелое время перемен. Он родился в 1918 году в Чечено-Ингушская АССР селе Надтеречное. После гибели отца он оказался в детском доме, позже поступил на рабфак, а затем работал в газете. Первые стихи Арби были опубликованы в 1934 году, а первый сборник вышел в 1941 году. Благодаря успешному участию в конкурсе дикторов, он начал работать на радио. До 1941 года его жизнь складывалась удачно — современники называли его «баловнем судьбы» и «чеченским Есениным. Но в 1941 году Арби был арестован по доносу и затем сослан в Магадан, где пробыл до 1956 года. За эти 15 лет поэт не написал ни одной строки. В 1957 году он был реабилитирован и вернулся домой. И спустя всего год, в 1958 году умер, не дожив до 40 лет.
Дальнейшая поездка в краеведческий музей села Надтеречное (Чеченская республика), который создал сын Арби Эдуард, позволила собрать больше информации о поэте. Так, в музее хранится Магаданский альбом поэта, который он заполнял фотографиями будучи на поселение в Колыме.
Или письма сыну и второй жене Майе, документы и предметы, которые были с ним эти страшные 15 лет. Также в музее хранятся рукописи стихов и поэм, написанные Арби до и после лагеря.
Таким образом, вся информация об Арби была сосредоточена в мемориальном музее, который выполнял функцию сохранения и воспроизведения памяти о поэте. Следы, оставленные Арби, имеют материальную природу, именно благодаря им происходит процесс его узнавания. Эти следы являются субъектом мемориальной культуры и воспроизведение нарратива будет идти по ее классическим канонам. Узнавание же меня, как представителя поколения постпамяти, будет происходить скорее через медийное поле. Арби Мамакаев и я являемся представителями разных эпох. Но в какой-то точке наши нарративы пересеклись.
Этот проект представляет собой размышление о способах помнить, хранить и воспроизводить события прошлого в классических и новых мемориальных практиках. О том, как помним мы о прошлом и как будут помнить о нас. Какие следы оставляем мы сейчас, чтобы создать цифровую тень, по которой нас будут припоминать в будущем. Эта работа также и диалог между мной и Арби Мамакаевым, в котором я даю ему голос в настоящем, вплетая в современное цифровое измерение. И сама же попадаю в его нарратив прошлого.
Описание
Проект состоит из
- цифровых фотографий
- цифровых коллажей